georg_flint

Categories:

Русская мужская пляска

Русская пляска
------------------------
Продолжительность - 3 минуты и 24 сек.
-----------------------------------------------------------------------
Гармонь - Соловьев Виктор Германович (Череповец)
Пляшет - Степовой Федор (Москва)

Выступление в Паланге (Литва) 22 июня 2011 на фестивале "Традиция" (проводит ансамбль Аринушка; г. Вильнюс. Руководители - Ирена и Николай Захаровы).
-----------------------------------------------------------------------
Примечание
В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи, которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах. Подчас скоморохи устраивали пантомимы или пели заводные частушки. Новгородская былина «Садко» описывает пляску Морского царя под аккомпанемент гуслей, в результате которой на море разыгралась сильная буря.

Псковский игумен Памфил в 1505 году сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из «вихляния хребтом» и «топания и скакания ногами». Домострой решительно осуждал скоморошьи пляски под гусли и гудения, которые «ангелов божьих» отпугивают, а «бесов смрадных» приманивают.

В отличие от немцев, ещё в XVII веке у русских женщины и мужчины не плясали взявши друг друга за руки. Адам Олеарий писал, что мужчины и женщины плясали отдельно, при этом женщины часто танцевали с платком в руке. При этом присутствовали движения ногами, руками, бёдрами и плечами.

Пляски, игры, обряды были непосредственно связаны с повседневной и праздничной жизнью восточных славян и в своеобразной форме отражали познание ими природы. Утверждение христианства изменило существовавшие народные празднества.

Церковь, причислявшая пляску вместе с песнями и обрядами к «сатанинским прельщениям», стремилась искоренить её, как пережиток язычества. С распространением церковной музыки и появлением русской многоголосной песни русская пляска обогатилась элементами импровизации.

Ярко выраженный национальный характер русской музыки становится основой тематических плясок и бытовых хороводов. Народные бытовые пляски и хороводы были популярны среди различных слоев русского общества до XVII века, а затем, когда начала прививаться «европейская мода», в привилегированной среде народные танцы стали «недостойным занятием».

Традиции народной пляски на Руси сохранялись в искусстве скоморохов и театральных зрелищах. В конце XVII — начале XVIII веков появились новые европейские танцы: менуэт, контрданс, полонез, краковяк и др., которые вытесняли из городской среды русских народный танец.

В деревнях и на рабочих окраинах городов продолжали развиваться традиционные формы и национальные особенности русского танца. Среди парных русских танцев особенно интересна голубиная пляска, или голубец. Известны разнообразные переплясы: камаринская, барыня, казачок. Со временем пляски начали исполняться в сопровождении частушек.
--------------------------------------------
Источник - Википедия


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic