georg_flint

Categories:

Мой комментарий к «Как быть с противоречиями социализма?» от nikolay_zaikov

Новое общество "по уму" (СССР-1<1956 и СССР-2>1956) постепенно скатилось к буржуазному либерализму-демократизму во второй половине своего существования (>1956) вовсе не потому что Хрущёв, а потом Косыгин ушли-увели страну от Сталинской научной модели планирования по натуральным (а не денежным) показателям в "плановое товарно-денежное" производство, где стали господствовать "продажи" и "прибыль/рентабельность".

А потому, что с усложнением общественного производства и управления им по мере роста их наукоёмкой сложности КАЧЕСТВО общественного производства (в том числе и в первую очередь его РЕЗУЛЬТАТОВ на всех этапах к конечной продукции) СТРАДАЛО всё больше и больше (этот самый знак "качества" придумали совсем не случайно). Вот и решили, что экономическое качество (прибыль/рентабельность) и повернет (не может не повернуть, у капиталистов же получается), наконец, конечных производителей к натурально-техническому КАЧЕСТВУ (в том числе убогому ассортименту, расшифровывающему план-вал хоть в натуре, хоть в рублях).

Однако, дело далеко не в одних этих "показателях" общественного производства. Пока чередой шли напряжённые и страшные войны (Гражданская и ВОВ) и последующие за ними периоды вознаграждения отдыхом и спокойствием обычной жизни. Возвращения к простейшим радостям бытового потребления - голод уходит, появляется всё больше продукции на прилавках, всплеск послевоенной рождаемости, влекущий радости материнства и отцовства. А ведь был ещё (<1956) и всплеск научно-технических новинок и восторг первого поколения новых горожан. Потому у молодого населения СССР было ощущение захватывающей новизны и перспективы.

Но после ВОВ и вступлением в жизнь первого, уже невоенного поколения "детей войны" (поколение тридцатых годов, породившее потом "шестидесятников"), а потом и последующих поколений, наступил перелом-сбой в общественных настроениях-потребностях. Молодёжь (пионерия-комсомол) вдруг остались-оказались без РЕВОЛЮЦИОННОГО нутра-стержня (романтического начала, влекущего борцов-первопроходцев) этого движущего начала. Это нутро вдруг куда-то растворилось-исчезло и молодежные организации (МАССОВЫЙ и обязательный комсомол прежде всего) тоже вдруг и сразу стали пусто-формальными и не интересными.

Началась "Весна на Заречной улице", где уже не было никакой классовой и идейной борьбы, войны, напряжения и страдания. А была просто любовь и простенькие радости жизни без всяких "идей": из коммуналки и барака - в хрущёвку, потом "Запорожец" и "Жигули" в массовом производстве и продаже, сложная бытовая техника (мобильный радиоприемник, холодильник, стиральная машина, парфюм) особенно в высококачественном импортном виде, новые ткани и материалы, повлекшие возрождение "высокой" Моды. А там мы доехали в 70-х и до юбки выше колен (всё выше, всё выше и выше …).

Так что основная проблема социализма (характер, стиль, смысл массового ПОТРЕБЛЕНИЯ и связанного с ним ПОВЕДЕНИЯ) остаётся не понятой и не решённой. Каким они должны быть, чтобы НРАВСТВЕННОСТЬ (сердцевина коей совесть и честь) стала всенепременнейшей (обязательной и не принуждаемой) составляющей советско-социалистического бытия, а уровень материальной жизни не был на порядок ниже-хуже чем у этого вечного Западного оппонента. А без этого говорить о втором пришествии нового, обновлённого, СССР пока не приходится.

Оппозиционные настроения и ностальгия по СССР стали сегодня, конечно, уже массовым явлением - все (имеется в виду, конечно, наёмно-трудовое, а не буржуинское, население) вроде как уже ПРОТИВ этой заёмной мерзости чужого и грязного либерал-демократического буржуазно-капиталистического бытия. Но никто толком не может объяснить, каким оно, это старое-новое социалистическое бытие, должно быть, чтоб исчезли зависть-соблазн чужеродного ИМПОРТА. Чтобы оно стало массово привлекательным (для большинства населения) хотя бы в масштабах той же эРэФии.

Потому, если у россиянской "БЕЛОГВАРДЕЙЩИНЫ" нет особых проблем с их идеологией и образом жизни, то у современной, возродившейся "КРАСНОГВАРДЕЙЩИНЫ" (новых "товарищей") нет и подобия такой же ясности - что же она ХОЧЕТ-ЖЕЛАЕТ не так, как у современных "их благородий".

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic